ПРИНЦИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ

     Нельзя согласиться с авторами, которые понятие цивилизация используют в узком смысле слова применительно только к конкретному времени и конкретному сообществу людей, различая таким образом множество цивилизаций (однако, не допуская их сопоставления).
     Цивилизация, вероятнее всего, представляет собой фундаментальное общечеловеческое явление. Она характеризует сообщество человеческих индивидуумов. И различные сообщества различных времен отличаются друг от друга степенью развитости цивилизации. И, таким образом, в вопросах цивилизации возможны сравнения.
     Прежде чем приступить непосредственно к интересующей нас теме, необходимо отметить некоторые предварительные положения.
     1. Активными факторами производительных сил являются энергия и информация. Что касается энергии, то первоначально человек имел в своем распоряжении в основном энергию своих же мускул и энергию мускул рабочего скота.
     Когда стало использоваться Вещество Энергоноситель (уголь, нефть, газ, уран, и др.), энергия, добывая сама себя, избыточную (от процесса самодобывания) часть поставляет в распоряжение человека. С этого времени человек стал располагать количествами энергии в десятки раз превышающими суммарную мускульную энергию всех людей.
     Вторым активным фактором является информация. По широкому определению информация понимается как различие, разнообразие.
     Первоисточником всех многообразий в жизни человеческих сообществ является мыслительная деятельность, деятельность высшей нервной системы.
     Развиваясь информативный фактор усиливал самого себя и свое значение (на этой основе человек сумел даже освободиться от выполнения роли источника энергии).
     Тема энергии и информации, как активных факторов производительных сил, достаточно обширна и потребовала бы многих десятков страниц.
     Для наших же целей существенным является широкое определение информации (как разнообразие, различие).
     2. Почему же для человечества стало возможным информативное развитие, которое характеризуется разрастающимся разнообразием, изменением самого разнообразия? Как для людей стало возможным объять необъятное?
     Конечно же, благодаря разделению между индивидуумами информативных функций.
     Но это разделение требовало и тесного совместного существования людей, обмена между ними результатами деятельности.
     Когда речь идет о благоприятных предпосылках к разделению информативных функций и о совместном существовании, то почти всегда отмечается стадность далеких предков человека.
     Выделяя человека из животного мира, обычно говорят и о вертикальной походке (то есть об освободившихся для труда передних конечностях), и о развитом мозге.
     3. Однако руки, развитый мозг, стадность - это первичные предпосылки, в чем-то выделяющие человека из всего животного мира. Это, если можно так выразиться, необходимые, но не достаточные условия для того, чтобы человек стал в полном смысле человеком.
     Ресурсы природы настолько ограничены по сравнению с физиологическими возможностями всего живого к размножению (а для человека и психологической готовностью иметь в семье тех же трех детей), что во всем живом мире это вызывает ожесточеннейшую внутривидовую борьбу. А как же людям в таком случае быть с охватом большого многообразия, с разделением этого многообразия между индивидуумами, с необходимостью сосуществовать рядом друг с другом? Человек, человечество главным и решающим образом выделились из животного мира благодаря своим правилам, принципам Цивилизации.
     Бесспорно, по времени все складывалось очень медленно и микроскопическими шажками.
     Кроме того, формирование принципов Цивилизации, их вхождение в жизнь, в быт людей в огромной степени носило вероятностный характер (и ни в коей мере - не предопределенный).
     Да и о самих-то принципах стало возможным говорить лишь тогда, когда они стали четко просматриваться.      На этом закончим с предварительными замечаниями.

__________


     Представим себе ход событий, выделяя только их суть.
     Итак, в один, как говорят, прекрасный день люди сошлись и уговорились на будущее - как поступать в каждом конфликтном случае, уговорились также и о порядке ведения других спорных дел. Так появились законы.
     В этом поистине прекрасном моменте проявился и один из самых важных принципов Цивилизации - принцип договорности.
     Нет сомнения, чтобы договариваться нужны были вполне развитые речевые навыки; условия еще более улучшились, когда договоренность стало возможным и записать.
     (Так что язык, речь, письменность для производительных сил были важны не только своим непосредственным влиянием, но и через формирование правил Цивилизации).
     Теперь, опуская подробности, можно сформулировать принципы Цивилизации.
     1. НЕ ЗАДЕВАЙ ДРУГОГО.
     Иными, словами: не задевай непосредственно интересов другого человека и самого человека.
     2. Все взаимоотношения между двумя лицами (а отношения между людьми только и могут быть как отношения между двумя человеческими индивидуумами) должны строиться на основе ДОБРОВОЛЬНОЙ ДОГОВОРНОСТИ.
     3. ЗАКОН, ЗАКОННОСТЬ.
     Чтобы Первый и Второй Принципы Цивилизации не остались лишь благими намерениями, необходимы законы и механизмы, обеспечивающие строгое их (законов) проведение в жизнь.
     - То есть первые два Принципа Цивилизации будут претворяться в жизнь через систему законов.
     - Законом может считаться только то, что служит укреплению и усилению Первого и Второго Принципов Цивилизации (а не любое записанное на бумаге желание - прихоть лица, заправляющего под некоей респектабельной чиновной вывеской).
     - Конечно, не обойтись и без нескольких законов, которые на первый взгляд не созвучны с Первым и Вторым Принципами Цивилизации (налоги, обязательность службы в армии и др.).
     Но таких законов немного, принимаются они чаще всего (после длительного и кропотливого всенародного обсуждения) на референдумах.
     Выделение их в особый ряд должно подчеркивать их необычность, постоянное напоминание о них должно препятствовать легкому появлению других, новых, подобного характера законов.
     - Строгое следование положению:
     закон один для всех, его никому не дано нарушать.
     - Неотвратимость наказания за нарушение закона.
     - Постоянная, осторожная, неторопливая шлифовка, уточнение и совершенствование законов; изучение в школах значительного количества статей законов (особенно уголовного кодекса); популяризация и усиленное распространение в печатном виде сводов законов.

__________


     Из трех Принципов Цивилизации основополагающими являются первые два. Они просты и в достаточной степени четкие. Уже только на основе их можно квалифицировать подавляющее количество общественных явлений и событий, большую часть поступков и действий людей. Они же служат фундаментом правовой системы.
     Для проведения в жизнь ТПЦ создается государство (именно в этом заключается его главное предназначение).
     Твердое и неуклонное проведение в жизнь 3-х принципов Цивилизации дает каждому человеку сообщества чувство безопасности, дает чувство уверенности в завтрашнем дне (а отсюда появится готовность человека задумывать и осуществлять длительные по времени проекты в созидательной работе), дает простор развитию информативному фактору (ведь никто не вправе подавлять другого, мысль другого, каждая мысль имеет право на существование - пусть ее проверяют время и события), обеспечивает каждому человеку получение благ пропорционально сделанному вкладу в общее народное хозяйство, дает возможность простому человеку реально влиять на действия должностных лиц, выбираемых в органы управления сообщества.
     Однако существование множества людских сообществ в значительной степени протекало не под знаком ТПЦ. Последние всегда попирались самыми различными способами (от карманника, выгребающего денежную мелочь из чужого кармана, до бандита, захватившего страну, чтобы неограниченно распоряжаться ею). Причем у бандитов всех мастей общими являются и методы их действий - насилие и ложь.
     Всемирная история показывает, что успехи в созидании прямо зависят от того, насколько прочное место в укладе жизни занимают ТПЦ.
     Ясно и другое - попрание ТПЦ вело только к разрухе, только к деградации по всем направлениям жизни общества и человека.
     Бандитизм разных времен и разных окрасок людьми величался по разному - тирания (тиран), диктатура (диктатор), тоталитаризм, хомейнизм, коммунизм, каддафизм, национал-социализм, маоизм и др. Но суть у них одна и та же - попрание ТПЦ, то есть это просто бандитизм.
     Поступки и действия каждого человека можно охарактеризовать как стремление к такой ситуации, когда отношение

полученные блага
затраченные усилия

     было бы как можно больше.
     Возможен такой уклад жизни, при котором каждый человек получает блага пропорционально вносимому вкладу в общее народное хозяйство.
     Причем такой вклад может осуществляться одним из трех способов (или их сочетаниями):
     - мускульной энергией человека (значение этого способа в промышленно-развитых странах нисходит к нулю, так как количество энергии Вещества Энергоносителя, используемого человечеством, в десятки раз большее),
     - информативным фактором (в этом пункте в основном и сосредоточено все значение вклада человека),
     - вкладом в народное хозяйство энергии Вещества Энергоносителя (конечно, в форме всеобщего эквивалента - денег), энергии, которая принадлежит данному индивидууму; в самом начале обсуждения упоминалось, что энергия Вещества Энергоносителя добывает сама себя (при этом тратится меньше, чем добывается, то есть человек, вкладывая в народное хозяйство энергию, запускает ее в самовозрастание).
     Усилия народного хозяйства в целом направлены на преобразование вещества, на освоение все новых и новых пространств (в качестве места для жительства и места для производства), на овладение большими количествами энергии, на информативное развитие. И таким способом обеспечивается получение благ.
     Есть и другой путь получения благ. В дальнейшем удобно будет использовать слова бандит, бандитизм и бандюга.
     Конечно, в процессах познания, исследования и анализа чаще всего стараются эмоции исключить. Но применяемые в данном случае термины и не преследуют цели обратиться к эмоциям. Просто понятия бандит, бандитизм, бандюга очень точно и остро обозначают античеловечное и антицивилизованное (тем более, что этим понятиям будут даны определения). Обычность и грубоватость этих слов не должны вызывать смущение.
     Что же касается возможных эмоций, то это естественно. Какие чувства могут возникнуть у человека ко всему тому, что стремится ослабить Цивилизацию и даже уничтожить её? Чувство тревоги - ведь принципы Цивилизации это, в конечном счете, то, что сделало человека человеком. Чувство тревоги и ненависти к бандитизму.
     У бандюг совершенно иной способ приобретения благ. Они не участвуют ни в овладении энергией Вещества Энергоносителя, ни в информативном развитии, ни в преобразовании вещества, ни в освоении некогда непригодных для жительства и для производства пространств. Они добывают себе блага не у природы и не в природе, блага для себя они отбирают грубой силой у простого человека. Элементы договорности при этом отброшены вообще (бандит орудует в условиях бесконтрольности).
     Перечислим (в качестве некоторых примеров) в каких видах может действовать бандюга.
     Вот карманник, скрытно выгребающий денежную мелочь из кармана человека. А вот грабитель в темном переулке или на большой дороге грабящий прохожего или проезжего. Далее. Бандюга, грабящий квартиры. Есть бандиты, орудующие по банкам, по предприятиям, по округе.
     И возникает вопрос: а до каких пор этот перечень (с увеличением масштаба бандитствования) можно продолжать.
     Да вплоть до захвата страны.
     Если бандит-карманник нацелился распоряжаться чужой денежной мелочью, то бандюги Гитлер и Наполеон - распоряжаться целой страной или даже группой стран.
     История человеческих сообществ кишмя кишит и такими бандитами.
     Конечно, чем больше бандюжъя добыча, тем большее число соучастников у бандюги-главаря.
     И хотя попрание 3-х принципов Цивилизации характерно для всех бандюг, каждому человеку понятно, что несравненно больше бед и горя людям несут бандюги-держатели (у уголовников существует такой термин "держать", то есть помыкать людьми, подавлять людей, творить над ними произвол) целых стран.
     И что интересно. Карманник, грабитель в переулках, на больших дорогах, грабитель квартир и банков, бандюга, орудующий в округе - все они каждым человеком смело называются бандитами.
     Но как только бандюга стал распоряжаться целой страной (или группой стран), его уже открыто не называют бандитом. Причин такого положения много.
     - Орудующий в стране бандит, безусловно, расправится с каждым, кто его назовет бандитом.
     - Видимо многих простых людей гипнотизирует крупномасштабное успешное бандитствование ("как же, теперь большое количество желаний бандюги может быть удовлетворено"; хотя такие рассуждения - глубочайшее заблуждение; при укладе жизни, когда господствует бандитизм, плохо всем, даже бандюгам-держателям).
     - Затем. В условиях всеобщего бандитизма, царящего в какой-то стране, люди, чтобы как-то выжить группируются в различные шайки. И таким образом сами в некоторой степени становятся "творцами" шаечной структуры страны. Но и горе тому, кто в такой обстановке вообще остался вне всякой шайки.
     - Тот, кто навязывает людям прославление бандюг (так называемых великих полководцев, великих завоевателей, великих правителей), по-видимому, имеет цель и оправдать себя (оправдать и попытаться прославить свое бандитствование).
     - Люди цивилизованных сообществ тоже иногда бандюгу-держателя целой страны величают и превосходительством, и президентом, и другими титулами. Но в данном случае сказывается боязнь раздражать бандюгу, который не имеет никаких ограничений в своих хотениях в захваченной стране, и может обратить все ресурсы этой страны во гнев против тех, кто громко посмел назвать вещи своими именами.
     Таким образом, все эти гитлеры, батые, наполеоны, чингиз-ханы, александры македонские и т.д. в сущности - бандиты, убийцы, грабители и разрушители. Это ясно как день. Удивляет другое. Нередко историки (вместо того, чтобы, сделав предисловие о слабости начал Цивилизации той или иной эпохи, затем прямо бандита назвать бандитом) пускаются в прославление так называемого полководца, правителя и завоевателя.
     Так, академик Е. Тарле восторгается тем, что Наполеон мог работать по 16 часов в сутки. Да, Наполеон, во имя химерической мечты навечно войти в историю, нес людям разрушения и смерть (такая "работа" по 16 часов - преступление).
     Можно было слышать также (причем не один раз и не в одном месте): "Вот Гитлера ругают. А ведь он - умный человек, если правил целой страной, да такой, как Германия".
     Нужно понять одно - в бандитствовании ума не надо, все решает способность к бандитизму и способность сколачивать шайки; в конечном счете, для этого важно быть существом с преобладанием биологического и готовым плевать на все социальное, а проще и точнее: быть готовым попирать 3 принципа Цивилизации.
     Встречаются люди, которые с серьезным видом начинают отыскивать положительные стороны в бандитизме Чингиз-хана и Батыя.
     Такие взгляды заслуживают сожаления.

__________


     Итак, что же является характерным для бандюг и бандитизма.
     Первое, попрание 3-х принципов Цивилизации. Особенно следует отметить инстинктивную, животную ненависть бандита к законам и законности. Для бандюги законы, прежде всего, означают ограничение для его бандюжъего произвола. Затем. В какие бы перья бандюга не рядился, где-то в подсознании он понимает, что он по существу - бандит, и его место - на скамье подсудимых.
     Второе, методы действия бандита:
     - насилие,
     - ложь, обман.
     Лозунг бандюги "не важен метод, важен результат" ведет к тому, что его метод для простого человека оборачивается трагическим результатом.
     Бандита наиболее четко определяет как раз методы его действий.
     Третье, психология бандюги вообще не признает другого человека за человека. Другой человек рассматривается как орудие, предмет для исполнения его (бандюги) желания.
     В связи с этой, третьей, особенностью необходимо дополнить следующее.
     В начале обсуждения, три принципа Цивилизации были отмечены, как необходимое условие для развития информативного фактора, для развития производительных сил.
     А в последующем обнаруживается: если рассматривать каждого конкретного человека только с точки зрения его пользы или непользы для производительных сил, то возникает какое-то подобие общности с бандюжъей психологией (3-ья характерная особенность). Поэтому недопустимо делать оценку человеку по тому: работает он на производстве, в учреждении или не работает, делает он вклад в общее народное хозяйство или нет. Человек ценен сам по себе. К нему может быть предъявлено единственное требование - не нарушать 3-х принципов Цивилизации. И этого вполне достаточно. А для того, чтобы существовать, жить (и причем жить, не нарушая 3-х принципов Цивилизации), у человека остается одно - добывать средства к существованию только посредством своего вклада в народное хозяйство.
     И если осуществляя такой вклад, человек будет пропорционально ему (вкладу) получать блага, то в этом нет ничего особенного, нет никакой доблести (действительно - а что особенного в том, если человек много заработал). Четвертое. Бандюги, в конечном счете, (и это мы уже отмечали) добывают себе блага не у природы и не в природе, а путем грубой силы отбирают таковые у простого человека. Вся их, так называемая кипучая деятельность, все их поступки сводятся к сохранению своих привилегий, к сохранению своего паразитического положения.
     При этом элементы договорности отбрасываются, а принцип получения благ пропорционально сделанному вкладу в народное хозяйство изничтожается.
     Так называемая работа по управлению и руководству по существу превращается в надсмотрщиство за простым человеком, в понукание и погонялъство простого человека, и все это с неизбежным ежедневным, ежечасным, ежеминутным попранием 3-х принципов Цивилизации, с использованием насилия и лжи.

__________


     Яркими примерами стран, где царил всеобщий бандитизм, являются гитлеровская Германия (едва ли можно говорить: национал-социалистическая Германия; ведь это же Гитлер и его сообщники так говорили про себя; достоверно же одно - Гитлер и его сообщники были бандитами) и Китай.
     Причем Китай традиционно являлся страной, где всегда в изобилии существовали различные тайные группы и организации с бандитским уклоном, поэтому всегда представлял собой страну, где отсутствовали даже какие-либо зачатки 3-х принципов Цивилизации, страну шаечной структуры.
     Отсталость Китая естественна и неизбежна. Бандит Гитлер, как держатель страны, просуществовал недолго (к счастью для людей цивилизованных стран). Зато он успел предоставить многочисленные примеры различных сторон бандитского уклада жизни.
     Бандиты, образуя в масштабе государства иерархическую пирамиду надсмотрщиства и погоняльства, превратились в бандито-чиновников (первая часть составного слова выражает их сущность, вторая - указывает только на модификацию способа бандитствования).
     Система управления страной именно для управления и была непригодна. Благополучие любого бандито-чиновника из иерархической пирамиды зависело только от вышестоящего бандито-чиновника (начальника, как они, по-видимому, называли себя), и поэтому всякое обращение простого человека к любому бандито-чиновнику просто игнорировалось последним.
     Официально вся пирамида изображалась как механизм для организации жизни сообщества. Но всякая организация предполагает двусторонние права и обязанности. Так вот, обязанности бандито-чиновника по отношению к простому человеку просто не выполнялись, ибо простой человек не имел возможности как-то влиять на действия бандито-чиновников.
     А неофициально вся пирамида бандитом Гитлером и была замыслена только как механизм надсмотрщества, погонялъства и насилия. Свирепствовавшее беззаконие, произвол бандито-чиновников постепенно развивали в последних болезненную страсть мучить людей.
     Садизм, имея своим истоком бандито-чиновников, стал стремительно расползаться по всей стране, охватывая все большее и большее число людей. Дело шло к тому, что все бы мучили, и все бы были мучимы.
     Пытки, истязания, способы изводить друг друга становились все изощреннее.
     И что интересно. Вся официальная пропаганда, пресса, радио охотно говорили о любых психических заболеваниях (хотя чаще людям просто приписывались эти заболевания).
     О мании преследования (а в гитлеровской Германии и действительно люди преследовались массами), о мании реформаторства (каждый, кто выступил с каким-то предложением, неугодным бандито-чиновнику), о невменяемости (если человек отказывался безоговорочно подчиниться произволу бандито-чиновников), о мании величия (о тех, кто защищал свое человеческое достоинство) и др.
     Но нигде никто, из так называемых начальников и руководителей, в гитлеровской Германии не высказывался о таком психическом заболевании, как садизм.
     Все бандито-чиновники не умом, а подсознанием, животным инстинктом понимали, что садизм - это такое качество, которое присуще прежде всего им, самозванным руководителям и начальникам. Они чутьем чуяли, что посеянный ими садизм дал буйные всходы - он захлестнул всю страну.
     Но предположим на мгновение, что 1-й принцип Цивилизации прочно занимал бы свое место в жизни общества. Тогда почти каждый человек четко представлял бы себе - другого задевать недопустимо (и здесь садизму хода нет). Но если отдельные случаи садизма вдруг и проявились бы, то четко действующая система правопорядка незамедлительно покарала бы садиста по статье именно за нарушение первого принципа Цивилизации. А. уже после осуждения садиста, пусть его лечили бы (если вообще возможно лечение от садизма) в тюремной больнице.
     Гитлеровская. Германия представляет собой и прекрасный образчик разложения судопроизводства. От людей, которые против законов, против законности, которые против четкого функционирования правовых органов, можно услышать: "А, какие там законы, все зависит от судьи". Совершенно верно, все зависит от судьи; если не все, то в большой степени. Однако здесь необходимы некоторые уточнения.
     Предположим, что правовые отношения в сообществе на низком уровне. Тогда и правосознание судьи тоже низкое. Судья, проводя различные дела, своими решениями еще более ухудшает правовую обстановку в сообществе. А последняя в свою очередь еще раз ухудшает правосознание судьи, и т.д.
     Второй вариант. Общая обстановка высокого правосознания способствует формированию судьи также с высоким правосознанием. А решения самого судьи в свою очередь укрепляют правовые начала в стране и т.д.
     Таким образом, утверждение "все решает судья" в большой степени имеет реальный смысл.
     Однако предельно ясно и другое - нет оснований к тому, чтобы использовать этот факт в качестве теоретической базы для целей уничтожения законности и попрания принципов Цивилизации.
     Да, в такой стране, как гитлеровская Германия, где были попраны 3 принципа Цивилизации, правовые институты - это фикция, там сами судьи - проводники беззакония.
     Гитлеровская Германия перестала существовать в результате войны. Если войны не было бы, то страна с бандюжьим укладом жизни просто сама себя истощила бы всеобщим насилием, всеобщим садизмом, всеобщей ненавистью и расстройством нормального хода, прежде всего, экономической жизни сообщества (хотя произошло бы это и не так быстро, как катастрофические события во время войны).
     Бандит Гитлер и члены его шайки, по-видимому, инстинктивно чувствовали ситуацию, поэтому они и искали спасенья в непрерывных войнах, захватах, расширениях сферы своего господства, в бурях, в чрезвычайных положениях (когда под благовидным предлогом можно попирать 3 принципа Цивилизации), когда "в мутной воде легче ловить рыбку".
     Из многочисленных исторических примеров следует: самый разрушительный и губительный для человечества вид бандитизма - бандитизм "держателя" страны (или группы стран).
     Больше всех бед несет бандит, жаждущий помыкать массами людей, бандит, рвущийся обеспечить условия, в которых он односторонне мог бы максимально удовлетворять свои прихоти - капризы, бандит, одержимый химерической мечтой навечно войти в историю. Их методы действия - насилие и ложь в крупных масштабах.
     В их понятиях другой человек - вещь, предмет, орудие для исполнения их (бандюг) желаний.
     Весь их "героизм" заключается в убийствах, разрушениях, в попрании 3-х принципов Цивилизации.
     Да, разрушать можно очень быстро (строить в сотни и тысячи раз медленнее), убивать - тоже быстро (минуты, секунды), а чтобы вырасти, сформироваться человеку - десятки лет.
     Результаты, так называемой деятельности бандита, видны почти сразу же, но это все грабежи, насилия, разрушения и убийства.
     Действительные герои истории - Ньютон, Коперник, Менделеев и другие такие же люди.
     Действительный герой - руководитель государства, который в длинном пути человечества, где-то в какой-то стране сделал очередной маленький шажок по укреплению и усилению 3-х принципов Цивилизации (пусть в данной стране это будет называться по-другому). И что необходимо подчеркнуть - ученые в своей жизни чаще всего вообще не задевают других, а упомянутый руководитель государства сделал осторожный маленький шажок. (Ибо созидание всегда медленно. Помешать созиданию, сдержать созидание можно, ускорить - невозможно, процессы созидания напоминают процессы вызревания).

__________


     В наскоках бандитизма на Цивилизацию бандитизм всегда имеет преимущество. Во-первых, у бандитизма более древние корни - биологические (хотя с развитием производительных сил бандитизм становится все изощреннее и изощреннее), а у Цивилизации - общественные, более поздние. Во-вторых, Цивилизация содержит в себе много рационалистического (как в приведенном выше примере - люди сошлись, люди должны договориться), а рационалистическое всегда более трудно для понимания, проще воспринимается то, что наглядно - прошел-ся некто с мечом и обманом и овладел благами.
     В-третьих, бандитизм по природе своей агрессивен, он держит инициативу нападения (вспомним грабителя, вспомним Гитлера).
     То есть отчетливо видно - Цивилизация хрупка (отсюда вытекает не менее отчетливый вывод - долг всех людей принимать все меры к бережному отношению ко всему тому, что связано с Цивилизацией).
     Если в сообществе людей по каким-то причинам произошло ослабление влияния принципов Цивилизации, то неизбежно и незамедлительно усиливается бандитизм.
     Нередко в периодической печати можно прочесть много запутанного о том или ином конфликте, много псевдосложного. В действительности же все обстоит гораздо проще, если руководствоваться тремя принципами Цивилизации.
     Конечно, нельзя говорить, что, дескать, руководствуясь 3-мя принципами Цивилизации, можно решить все проблемы социальной жизни.
     Однако, большей части конфликтных ситуаций (при развитом правосознании именно на основе 3-х принципов Цивилизации) просто не возникло бы.
     Ни в коем случае нельзя согласиться, например, и с той диспропорцией слов, которая наблюдается в "Литературной газете".
     С одной стороны беспрерывный поток слов: добро, зло, доброта, отзывчивость, бессердечие, сострадание, справедливость и т.п.
     С другой - правопорядок, правосознание, законность, закон промелькнут и потом долго их уже не встретишь.
     (А уж о чем-то подобном трем принципам Цивилизации и намека нет).
     Правосознание как-то незаметно, постепенно оказалось отодвинутым на задний план.
     Ввиду отсутствия статистических данных по правонарушениям, в какой-то мере можно использовать наиболее характерные случаи, приводимые в периодической печати.
     Например. В больнице старшеклассница избивает девочку первоклассницу, да еще и запугивает ее, чтобы она молчала об этом (типичные действия бандита).
     Психология этой старшеклассницы, школьной активистки формировалась уже длительное время в ходе повседневной жизни. И сформировалась. Старшеклассница убеждена, что такое положение, когда она требует, указывает, попирает и насильничает - справедливо.
     Или еще пример из "Комсомольской правды" от 16 сентября 1983 г. Мальчишки выходят на охоту за людьми и запросто убивают их. Случаи потрясающие.
     Ну, чтобы рассказать в школе, да не один раз, о том, что любой человек - это человек (если он не нарушает 3-х принципов Цивилизации), и тогда не расползалась бы вширь зараза легкого убийства, садизма, ненависти и злобы. Авторы статьи в конце пишут: "Страшно звучит, но ребята (которые убили Манова и Бондарева) все это время ощущали на себе сочувствие окружающих".
     Да, поистине это уже нулевое правосознание.
     Однако с уверенностью можно сказать - и для ребят, и для окружающих их, существовали понятия добра и справедливости. И, наверняка, в подсознании каждого из них представлялось это так:
     справедливо все то, как я хочу,
     справедливо все то, что мне выгодно.
     И если кто-то сейчас высказался бы перед ними о 3-х принципах Цивилизации, о жизненной необходимости для человечества соблюдения этих принципов каждым человеком, поборнику Цивилизации очень не поздоровилось бы.

__________


     Во все времена существования человека, в любом сообществе все индивидуумы разделялись на две самые большие группы (или, как говорят по-другому, на два самых больших класса):
     - людей Цивилизации и
     - бандитов.
     Бесспорно, помимо только что приведенного деления допустимо и множество других (существуют и такие, при помощи которых бандиты стравливают друг с другом людей Цивилизации).
     Однако интересующее нас разделение - основное, оно решает вопросы самого существования человеческого сообщества.
     К какому классу относится тот или иной человек - определяется образом жизни данного индивидуума.
     Но есть люди, которые являются сторонниками Цивилизации и по своему образу жизни и по убеждениям.
     Взаимная зависимость индивидуумов в Цивилизованном сообществе определяется разделением информативных функций и проявляется только в процессе народно-хозяйственной деятельности.
     В банде все иерархические зависимости между ее членами приспособлены для осуществления насилия, грабежа, захвата, подавления человека и для лжи.
     Отсюда видно, что каждому человеку Цивилизации очень трудно противостоять бандиту, шайке, мафии. У отдельного человека вся надежда на правовые органы сообщества.
     Только Цивилизованное сообщество человеческих индивидуумов способно к эффективному созиданию.
     Бандитизм, наоборот, может проявлять себя только в насилии, грабежах, произволе и лжи.
     Поэтому в противостоянии бандитизму на уровне государств, для Цивилизации возникает множество трудностей, осложнений, неудобств и неожиданных опасностей.

__________


     Для оценки того или иного исторического периода возможно использование различных критериев. Например, какими количествами энергии владело сообщество людей рассматриваемой эпохи. Или - как росла численность населения, и как повышалось благосостояние каждого человека.
     К названным критериям можно добавить и такой: а насколько укрепились и развились 3 принципа Цивилизации среди людей изучаемого периода времени.
     И, вероятно, именно последний из названных критериев может явиться наиболее плодотворным для исследования и оценки сообществ человеческих индивидуумов.
     Рассматривая каждую историческую эпоху именно под таким углом зрения, в качестве примера, выскажемся - вряд ли можно согласиться с некоторыми современными историками, которые утверждают, что уклад жизни людей первобытно-общинного строя является чуть ли не идеальным.
     Это был и не строй и, тем более, не общинный. Это была первобытная совокупность какого-то числа людей. Такая совокупность, которая представляла собой простое продолжение стада.
     И как в любом стаде желания и потребности, а также и действия осуществлялись только те, которые нужны были лично вожаку. Все остальные желания, потребности, действия оценивались как отклонения от нормального хода жизни. Других членов стада вожак воспринимал как предметы, как предметное свое окружение (следует заметить, что это было свойственно не только вожаку, но на его стороне была и грубая сила).
     У животных с малыми возможностями воздействия на природу, господство вожака сводилось к обладанию самками, хотя нередко (особенно у людей) и другие сородичи воспринимались вожаком также, как нужные ему предметы.
     С ростом возможностей человека воздействовать на природу, вожак, вождь еще очень длительное время будет продолжать именно так относиться к своим сородичам, он будет подавлять и диктовать, будет в одностороннем порядке предъявлять требования, для него другой человек - не человек, его можно даже принести в жертву богам во время различных ритуалов.
     В ходе истории постепенно очень медленно стали признаваться желания, потребности и действия еще очень немногих лиц (помимо вожака, вождя) из сообщества. Потом все больше и больше.
     Уклад жизни сообщества как раз и определялся глубиной проникновения в жизнь людей Трех Принципов Цивилизации.
     При этом следует отметить - как производительные силы и уклад жизни взаимно влияют друг на друга, так и психология, мораль, мировоззрение взаимодействуют с укладом жизни,
     И если в основе психологии, морали, мировоззрения людей прочное место занимают Три Принципа Цивилизации (пусть в жизни они будут называться по-другому), то это явится решающей предпосылкой прогрессивного развития общества.
     Если же сознание людей сообщества будет лишено правового фундамента, то уклад жизни (а вместе с ним и производительные силы) ожидает самая мрачная перспектива.


/Козлов В. А./
"14" марта 1984 г. г. Москва.
Домашний адрес:
г. Москва,
ул. Хабаровская,
д. 19, корп. 2, кв. 269;
Домашний телефон: 469-58-74

На главную


Сайт управляется системой uCoz